Ждать, пока будут необходимые законодательные изменения по полномочиям и структуре Антимонопольного комитета Украины, не входило в планы Юрия Терентьева, когда он возглавил ведомство в 2016 году. Поэтому он взялся за то, чтобы выполнять возложенные на АМКУ функции с теми ресурсами и правами, которые были в наличии, и теперь орган по защите конкуренции имеет большой багаж эмпирический знаний, которые помогут развить ведомство в сильную институцию. О всех достижениях и сложностях, а также вызовах, которые стояли и стоят перед АМКУ бывший председатель АМКУ Юрий Терентьев рассказал во время своего открытого интервью Ярославу Грегирчаку, заместителю бизнес-омбудсмена в Украине на VI Ukrainian Antitrust Forum. Отметим, что именно эта беседа открыла мероприятие, которое проходит для слушателей в формате онлайн 8-9 июля 2020 года.
Отвечая на вопрос о вызовах, стоящих перед АМКУ, тогда и сейчас, Юрий Терентьев отметил, что если тогда надо было фактически с нуля развивать институциональную способность ведомства, то сейчас, имея богатый багаж эмпирических знаний — наработок по всем вопросам, возникающим в связи с выполнением функций, надо этот опыт перевести в нормативное регулирование, чтобы улучшить сферу защиты конкуренции.
По его словам, объем дел, которые провел АМКУ до 2015 года почти сопоставим с объемом последних пяти лет работы. В 2015 году это было хорошо структурированное юридическое лицо со штатом в 750 человек и территориальными отделениями, но оно не было настроено на то, чтобы выполнять все функции, которые законодательство возложило на АМКУ.
Другая проблема была в том, что сама структура и функционал АМКУ в Украине уникальна.
«По формату работы она списана с европейских стран, а по системе взаимосвязей и управлению – с Северного соседа» — отметил г-н Терентьев.
Этим поясняется сложность выполнения задач АМКУ. Кроме того, поскольку сами функции украинского ведомства значительно шире, то это с одной стороны, существенно перегружает его работой, но с другой — позволяют видеть рынок с самых разных сторон, поэтому и решения получаются комплексными.
Итак, с самого начала было принято решение работать с действующим на тот момент законодательством, и показывать эффективность. Одним из ключевых аспектов для ведомства стало расследование дел о защите экономической конкуренции, из представлением в судах и приведением во исполнение решений.
«Таких больших дел до 2015 года АМКУ никогда не вел. Они искусственно дробились на более мелкие, которые было проще вести. Но мы считали, что надо подходить комплексно. Поэтому сначала никто не понимал, как доказывать нарушение. Тогда я сказал, что надо действовать максимально честно, фиксировать информацию правдиво и подавать в суд то, что собрали и там уже в открытом состязательном процессе, при участии ответчика и игроков рынка отстаивать свою правоту. На это ушли годы, но сегодня вопрос надлежащих и допустимых доказательств нарушений конкуренции можно назвать решенным» — поделился г-н Терентьев.
Безусловно, это потребовало изменения в работе сотрудников, в связи с чем г-н Грегирчак поинтересовался, насколько успешным был опыт назначения государственных уполномоченных кураторами отдельных рынков.
Юрий Терентьев ответил, что считает, что на определенном этапе это было правильное решение, которое стимулировало развитие сотрудников аппарата АМКУ.
«Мы должны были организовать и структурировать сотрудников. На момент моего прихода «все занимались всем» — нам надо было разделить, выделить направления и развить сам штат. Например, вначале у нас не было сильных директоров департаментов. Новые государственные уполномоченные пришли в АМКУ с рынка, с прогрессивным видением системы защиты конкуренции, и они стали кураторами департаментов. Это стимулировало аппарат к внутреннему развитию» — поделился г-н Терентьев.
Однако затем надо было найти баланс, отстроить систему сдержек и противовесов, и мы пошли по опыту других стран, где аппарат и расследователи отделены институционно и иерархически от тех, кто принимает итоговое решение, чтобы обеспечить объективность.
«Это будет заданием на будущее?» — поинтересовался Ярослав Грегирчак.
«Сегодня, без законодательных изменений, это дистанцирование можно обеспечить на 70 процентов, внутренними актами и стратегическими волевыми решениями» — поделился своим мнением г-н Терентьев.
Отдельный блок вопросов касался работы АМКУ в части выделения государственной помощи предприятиям. К сожалению, по словам экс-председателя ведомства, примерно половина запросов, которые поступают в АМКУ (а их около тысячи в месяц) — сразу отсеиваются ввиду ненадлежащего оформления. Еще 90 % — возвращаются с ответом, что проект не подпадает под критерий госпомощи. В этой связи Юрий Терентьев выразил убеждение, что сократить вал обращений можно было бы только за счет того, что в законе будут прописаны четкие критерии госпомощи и правила подачи заявок. Чтобы из закона было понятно, надо ли согласие АМКУ, а не из ответа ведомства.
Вместе с тем такой вал обращений выявил другую проблему, которая вроде бы не касается конкуренции напрямую — частные компании мало что знают о возможности получения такой поддержки, а основными потребителями оказываются коммунальные предприятия, созданные при тех же органах местного самоуправления, которые такую помощь перераспределяют.
Ярослав Грегирчак отметил, что на удивление немного жалоб в Офис бизнес-омбудсмена поступают относительно деятельности АМКУ. В этой связи он спросил, какой может быть эффективная система обжалования решений — нужен ли некий квазисудебный орган или это внутренний вопрос? Юрий Терентьев отметил, что от года в год количество жалоб в сфере госзакупок растет. Если в 2014 поступило всего 930 жалоб, то в 2019 году — около 11500. Это вызвало значительную нагрузку на руководителя и заместителя (закон требовал участия юриста в коллегии по рассмотрению жалобы), это была слишком большая нагрузка. Решить проблему можно в том числе путем создания отдельного органа (или при АМКУ). Временной мерой может быть расширение числа госуполномоченных либо добавить неких помощников, которые бы принимали участие в процессе рассмотрения жалоб. Но все эти решения требуют политической воли.
Завершая интервью, по просьбе г-на Грегирчака Юрий Терентьев оценил законопроект 2730, которым предлагается реформа конкуренции в Украине. Большинство предложений проекта, по мнению г-на Терентьева, правильные и целесообразные, они должны быть в реформе конкурентного права. Он также отметил, что надо учесть опыт АМКУ по работе с доказательствами, по внутренней специализации, а также наработать свои собственные (а не перенесенные из опыта других стран), критерии оценки рынков, чтобы они соответствовали украинским экономическим реалиям. Также важным аспектом должна остаться система назначения и защиты прав гарантий членов комитета.
«Это политический вопрос: система отбора, назначения и реальных гарантий независимости в профессиональной деятельности государственных уполномоченных АМКУ» — считает спикер.
«Говоря о нашей работе за пять лет, я могу твердо заверить, что мы максимально эффективно использовали это время и имеющиеся ресурсы, чтобы по состоянию на сегодня выявить все проблемы, и быть готовыми к тому, чтобы развивать профильное законодательство и модернизировать его» — резюмировал отвечая на вопросы и одновременно подводя итоги своей каденции на посту председателя АМКУ Юрий Терентьев.