Кассационный хозяйственный суд в составе Верховного Суда разъяснил особенности уничтожения контрафактного товара как способа судебной защиты прав интеллектуальной собственности. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Суть спора
Компания обратилась с иском к Обществу о запрете использовать обозначения, изъятии из гражданского оборота и уничтожения товара.
Иск обоснован нарушением Обществом прав Компании на знак для товаров и услуг (СТП) по свидетельствам Украины № 170473 и № 14778, а также знак по свидетельствам Украины № 15337 и № 172906, признанные хорошо известными в Украине, поскольку ответчик через Одесскую таможню ДФС совершил попытку ввоза крупной партии товаров — баллончиков с аэрозольными препаратами «AD-50», на которых нанесены обозначения, содержащие в своем составе словесные и изобразительные элементы, которые похожи настолько, что их можно спутать с торговыми марками компании.
Решением Хозяйственного суда Одесской области, оставленным без изменений постановлением Юго-Западного апелляционного хозяйственного суда, иск удовлетворен полностью.
Судебные решения мотивированы обоснованностью искового требования и отсутствием доказательств предоставления истцом ответчику согласия на использование обозначений по спорным свидетельствами Украины и обозначений, сходных с упомянутыми торговыми марками настолько, что их можно спутать, в любой способ.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции указал на необходимость применения именно такого способа восстановления нарушенного права, как уничтожение изготовленного товара, поскольку товар содержит в себе обозначение, характерное только для продукции, производимой компанией, уничтожение обозначения как отдельного элемента продукции представляется сомнительным, поскольку последнее сопряжено с продукцией таким образом, что делает невозможным его отделения без полного повреждения товара.
Вывод Кассационного хозяйственного суда ВС (постановление от 12 января 2021 по делу № 916/3470/19)
Кассационный хозяйственный суд ВС согласился с судебными решениями предыдущих инстанций и указал, что суды в рассмотрении этого дела установили факты нарушения прав и законных интересов истца (компании) в связи с изготовлением и попыткой ввоза (импорта) в Украине Обществом указанного в этом постановлении товара.
Выбор способа судебной защиты прав интеллектуальной собственности, включая изъятие и уничтожение товаров и материалов, введенных в гражданский оборот с нарушением права интеллектуальной собственности, осуществляется лицом, которому принадлежит право интеллектуальной собственности.
В то же время проверка соответствия этого способа допущенному нарушению и цели осуществления судебного разбирательства является обязанностью суда, который должен принимать решения по делу в пределах заявленных исковых требований и с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, принимая во внимание как возможность в той или иной степени защитить нарушенное право, так и необходимость дальнейшего выполнения принятого судом решения.
Суды предыдущих инстанций правильно отметили, что данное исковое требование (об изъятии из гражданского оборота и уничтожения контрафактного товара) правомерно, поскольку основывается на предписании п. 3 части второй ст. 432 ГК Украины.