Кассационный административный суд в составе Верховного Суда разъяснил, что действия по выявлению ФГВФЛ сделок (в том числе договоров), что являются ничтожными, должны быть совершены исключительно при введении временной администрации банка, то есть до начала процедуры его ликвидации.
Суть дела:
Истец просил признать незаконным и недействительным абз. 2 п. 5 разд. ІІ Порядка выявления сделок (в том числе договоров), что являются ничтожными, а также действий Фонда гарантирования вкладов физических лиц в случае их обнаружения (утвержденного решением исполнительной дирекции ФГВФЛ от 26 мая 2016 № 826), в котором предусмотрено, что в случае необходимости такая проверка должна быть завершена не позднее шести месяцев со дня начала процедуры ликвидации банка.
По мнению истца, в оспариваемом Порядке ответчик предусмотрел возможность проведения Фондом проверки сделок, заключенных банком на предмет их ничтожности в течение процедуры ликвидации банка, что противоречит требованиям ст. 38 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц». Поэтому истец считает, что ФГВФЛ обязан осуществить проверку сделок (в том числе договоров) в течение действия временной администрации в банке.
Вывод КАС ВС (постановление от 26 мая 2020 по делу № 826/17586/16):
Суды первой и апелляционной инстанций иск удовлетворили. ФГВФЛ обжаловал их решения в кассационном порядке. Верховный Суд постановил кассационную жалобу оставить без удовлетворения, а решение судов предыдущих инстанций — без изменений, с учетом следующего.
В части второй ст. 38 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» предусмотрено, что в течение действия временной администрации Фонд обязан обеспечить проверку сделок (в том числе договоров), совершенных (заключенных) банком в течение одного года до дня введения временной администрации банка, на предмет выявления сделок (в том числе договоров), что являются ничтожными по основаниям, определенным частью третьей этой статьи.
Верховный Суд на основании анализа норм действующего законодательства пришел к выводу, что действия Фонда по выявлению сделок (в том числе договоров), что являются ничтожными, должны быть совершены исключительно при введении временной администрации банка.
Вопреки этим нормам в абз. 2 п. 5 разд. ІІ Порядка № 826 предусмотрено, что в случае необходимости проведения проверки в течение процедуры ликвидации банка такая проверка должна быть завершена не позднее шести месяцев со дня начала процедуры ликвидации банка. Таким образом, по решению исполнительной дирекции Фонда проверка может быть продлена. То есть полномочия Фонда (его уполномоченного лица) расширены, что не соответствует положениям ст. 38 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц».
Коллегия судей Кассационного административного суда также считает необоснованными ссылки заявителя на то, что положения этого Закона содержат требования по обеспечению проверки сделок на предмет их ничтожности в течение действия временной администрации банка, а не их проверки.
Законом определены полномочия ФГВФЛ при осуществлении временной администрации. В частности, п. 1 части четвертой ст. 38 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» установлено, что Фонд в течение действия временной администрации, а также в течение ликвидации сообщает стороны по договорам, указанным в части второй ст. 38 этого Закона, о ничтожности этих договоров и совершает действия по применению последствий ничтожности договоров.
Кроме этого, полномочия Фонда (уполномоченного лица Фонда) при осуществлении ликвидации банка определены ст. 48 упомянутого Закона, в которой речь не идет о таких полномочия, как осуществление проверки сделок банка на предмет их ничтожности. В этот период уполномоченное лицо вправе лишь сообщать лиц о ничтожности сделок, однако их проверки может осуществляться в период действия временной администрации.