COVID-19 и школа: директора сами готовятся к возобновлению учебы, власть умыла руки
Организацией обучения в школах в условиях пандемии занимаются лишь директора школ. Традиционно им на это не выделили денег. А такие проблемы, как перегруженность школ, они самостоятельно не могут решить в принципе.
Школьники начнут обучение с 1 сентября, пообещал премьер-министр Денис Шмыгаль в интервью Радио Свободао. Но могут быть и варианты — финальное решение зависит от цвета зоны, где вы живете, и настроений местной власти, пишет издание «ТЕКСТИ».
Сейчас Украина разделена на 4 зоны в зависимости от количества больных коронавирусом: зеленую, желтую, оранжевую и красную.
Дети из красной зоны должны оставаться дома на карантине и учиться дистанционно две недели.
Но с зонами у нас немного бардак: Тернополь за день становится из красного зеленым, а Харьков — наоборот. В «красном» Луцке дети продолжали ходить в детские сады.
Читайте также: В Ливане после взрыва и протестов зафиксирована вспышка Covid-19
Как мы выяснили, на общенациональном уровне никто особенно не волнует, как будут работать школы с 1 сентября. А в условиях эпидемии это имеет критическое значение, ведь 30-40 человек в закрытом пространстве в течение дня могут легко заразиться от одного бессимптомного больного, и дальше нести вирус в свои семьи. Из 100 больных умирает примерно 2.6 человека.
Это с одной стороны, а с другой — обучение в школах должно продолжаться, потому что дети не только не получают полноценных знаний в украинском исполнении онлайн-школы, но и теряют навык учиться.
Как всегда, в таких сложных ситуациях критически важно правильно организовать процесс, который сводит риски к минимуму.
О том, как готовятся к школе развитые страны, писал The Economist. Мы делали сокращенный перевод материала, напомним его главные тезисы:
«В таких местах, как Франция, Дания, Китай, Новая Зеландия, где школы открылись снова, наиболее уязвимым (пожилым и больным) учителям позволяют оставаться дома. Кроме того, уменьшили размеры классов — даже если это значит, что дети учатся только половину времени. Расписание сместили так, чтобы перерывы были в разное время — это позволяет избежать толп в коридорах, столовых и т. д. Требуют или поощряют ношение масок. Увеличивают тестирования и отслеживание контактов больных в школах.
Безопасное открытие школы не будет дешевым — и не должно быть. Кроме миллиардов бутылок санитайзера, потребуется тщательная организация, гибкие графики и помощь тем, кто отстал за время карантина. Это будет стоить денег налогоплательщиков — но значительная часть плательщиков является одновременно и родителями. Какими бы ни были средства — они не сравняются с ценой «потерянного» для образования поколения.”
Похожие рекомендации разработали и наши Минздрава и МОН. Но выполнение “повесили” на директоров школ, не обеспечив их необходимыми финансами. Передача полномочий на места — это хорошо: «внизу» лучше знают, что делать, чем в высоких кабинетах. Но есть проблемы, которые директор школы не может решить самостоятельно, поэтому требуется вмешательство городских властей — например, когда речь идет о переполненной школе. Но этим во властных кабинетах, похоже, никто не занимается.
Напомним, что у нас есть парламентское большинство, которое поддерживает Президента, но нет даже полноценного министра образования — есть лишь и.о., и тот с очень сомнительной репутацией.
Именно директора сейчас по мере сил ищут термометры, подсчитывают количество масок и отделяют старшую школу от младшей, чтобы выиграть у коронавируса хотя бы месяц на адаптацию первоклассников.
Для глобальных перестроек и разделения переполненных классов на два потока директорских усилий недостаточно — нужны деньги на зарплаты, и не только. Тут бы пригодился спецфонд для борьбы с COVID-19, но «у Зеленского» решили часть этих денег направить на строительство дорог.
Лего придется спрятать
Читайте также: В Польше больной коронавирусом может попасть в тюрьму за побег из больницы
Светлана Олексюк, директор школы №5, расположенной напротив ботсада на Печерске, встречает в фойе-коворкинге и приглашает сесть за стол с вертикальным прозрачным стеклом а-ля аптека. За ним еще в июне принимали первоклассников.
Директор не видит смысла ставить такое стекло на учительских столах — педагоги сидят на месте максимум 10 минут, когда заполняют журнал. Все остальное время они подходят к ученикам или пишут на доске.
Похожими стеклянными перегородками уже оборудовали парты в двух классах престижной Гимназии восточных языков.
В школе №5 привыкли к гостям — учебное заведение для 370 учеников расположено на самой дорогой столичной земле, школу доводили до закрытия, но директор изменила ситуацию. Сейчас везде новенькая мебель, выставки картин, презентаций и запах свежей краски. Особая ее гордость — плотный подсолнечник на школьном дворе, семена которого ученики вымачивали в меду, и калиновый сад, что высаживается ежегодно первоклассниками.
«Мы вернули в школу много активности, исследований, практикумов, зон для чтения. А сейчас вынуждены сворачивать места совместной работы, прятать мягкие кресла, настольный теннис. Каждый класс надо модифицировать и делать более безопасным», — вздыхает Светлана.
В школе устанавливают двери между фойе и коридором с классами начальной школы, чтобы потоки учеников не пересекались. Ранее в школе был один выход, сейчас открыли четыре. Учитель заберет детей с улицы и заведет в класс, а потом дверь закроют — контролировать дополнительные выходы нет возможности.
За август администрация планирует оборудовать на школьном дворе 4 открытых класса в дополнение к 4 имеющимся — именно там ученики встретятся на первое сентября.
Грандиозная идея директора — установить тенты, которые превратили двор школы в террасы: чтобы они давали тень и защищали от дождя. Но этот проект обойдется минимум в 50 000 гривен за тент. Где взять деньги?
«Я готова попросить на «Спільнокошті», — уверяет она.
Если бы составить рейтинг, о чем наиболее сожалеет топ-менеджер школы — на первом месте были бы конструкторы Лего. В младших классах убрали конструкторы, настольные игры, пазлы — их не смогут ежедневно дезинфицировать, а детям не запретишь обмен деталями.
Еще одно печальное нововведение 5-й школы — отказ от занятий в классе информатики.
«Все исследования доказывают, что клавиатура — одно из самых грязных мест. Мы не можем рисковать здоровьем детей. Этот класс будет студией, где учителя смогут записывать и транслировать онлайн-уроки. Информатику будут проводить в обычном классе — они оборудованы ноутбуком, а отрабатывать задачи ученики будут дома», — продолжает Светлана.
Коллеги Олексюк из других школ дополняют перечень «изгоев»: вряд ли будут использовать кабинеты физики, химии и трудового обучения — как дезинфицировать швейную машинку или станок, еще не придумали.
Директор показывает пустые актовые залы — их также готовят к проведению уроков. В 5-й школе уже оборудовали комнату, где в случае необходимости смогут изолировать ученика или педагога с признаками болезни. Только медсестру все еще ищут — даже на 1,5 ставки трудно найти специалиста, который раньше мазал разбитые коленки зеленкой, а сейчас предупреждал бы распространение коронавируса.
Школы просят … приказа
Как во время карантина, так и после восстановления обучения ярко проявились два типа педагогов: одни стонали, мол, дайте нам приказ, а другие — брали и делали, говорит Сергей Горбачев, образовательный омбудсмен.
Он напоминает, что школы получили автономию, и призывает директоров брать на себя ответственность и планировать обучение, исходя из соображений здравого смысла.
Ориентиром для директоров должны были стать опубликованные МЗ «Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в учебных заведениях в период карантина в связи с распространением коронавирусной болезни».
Во многом рекомендации повторяют зарубежный опыт и в общих чертах определяют, что должна сделать школа.
План недопущения распространения COVID-2019 в школах выглядит так:
— открыть несколько входов;
— увеличить расстояние между партами;
— для организованного движения по коридорам нанести на пол специальную разметку;
— адаптировать большие помещения — актовые залы и коридоры — для нужд обучения;
— проводить максимум занятий на открытом воздухе;
— учащиеся должны заходить в школу в масках, а учитель должен быть в ней постоянно.
Однако в августе ни одна школа еще не имеет завершенного плана организации обучения.
«Сейчас все будут экспериментировать, а впоследствии — проанализируют и будут распространять удачные образцы», — считает Александр Чучаев, финалист национальной премии Global Teacher Prize Ukraine 2017, учитель истории и директор Благовещенского УВК № 2 (Кировоградская область).
В лучших стартовых условиях окажутся школы, в которых мало учеников и есть избыток площади. Как правило, такие расположены в центрах городов. В Дарницком районном управлении образования Киева скептически оценивают рекомендации министерства — их можно внедрить в малокомплектных школах, но точно не в переполненных «муравейниках» на Харьковском массиве.
Например, школа №329 «Логос» — заложник хаотичной застройки района высотками. Сейчас в школе учится 2500 учеников, хотя по плану должно быть не более 1200. Каждый класс посещает по 38-40 учеников.
Все рекомендации объединяет изменение роли не только директора, но и учителя — он, как наместник главного санитарного врача Виктора Ляшко, будет контролировать температуру, состояние учащихся и ношение масок — параллельно с преподаванием урока.
У учеников — особенно младших классов — не всегда хватит выдержки, чтобы не обнять друга после полугодового отсутствия в школе, поделиться игрушкой или дать лизнуть чупа-чупс.
Школа «тесла»
Юрий Дубовецкий, экс-глава Святошинского райуправления образования, месяц назад стал директором средней школы № 42. Ее можно назвать «Теслой» среди киевских школ, ведь там собственный бассейн, климат-контроль, и все это торжественно открыл мэр Виталий Кличко прошлого года. Сейчас в школе 1270 детей и 7 первых классов.
«Нам повезло — школа новая, и есть возможность разделить потоки детей. Есть широкие коридоры, в отличие от школ на Борщаговке, которые строились в 70-80 годах. В них ограниченные площади», — говорит директор при встрече.
Дубовецкий часто вынужден отказывать ученикам в приеме или переводе в школу — администрация школ старается не переполнять классы.
На столе у директора замечаю платежку с расчетом зарплаты — 9000 «грязными», а на руки — 7700 за 19 рабочих дней июля. Уборщица в этой школе получает около 5000 за 1,5 ставки, и 20% штата не заполнены.
Одна из рекомендаций МОЗ и МОН — изменить расписание уроков, чтобы развести потоки учеников. С сентября в 42-ю школу старшеклассники будут приходить на час раньше. Ученикам добавят еще один перерыв, чтобы все успели пообедать в столовой.
В столовой тоже перестановки — вместо 6 человек за столом одновременно обедать смогут только 4 ученика. Но как удержать старшеклассников от сбора за одним столом — вопрос.
В школе Чучаева остановились на таком варианте изменения расписания: 1-3 класс начнет в 8.30 утра, старшие классы — в 8, а средние — собираются на 9. Изменение расписания означает, что каждый класс будет учиться по собственному графику и один из символов школы — звонок на перерыв — уйдет на карантин.
Сейчас педагоги из Благовещенска обсуждают возможность использовать будильник или пожарную сигнализацию, чтобы каждому классу давать свой сигнал. Еще одна оригинальная идея — нанести разметку в школе, по которой должны двигаться школьники согласно плану эвакуации.
Пробки на входе
Масками и санитайзерами большинство школ обеспечены, а вот термометры есть не во всех. Александр Чучаев ищет возможность приобрести еще 4 бесконтактных градусниках, хотя их показатели часто отличаются от ртутных. Его мечта — рамка на входе, которая сканирует состояние здоровья. Такая есть в частной Новопечерский школе.
В киевской гимназии № 179 Голосеевского района планируют проверять температуру не только педагогам, но и всем детям. Через три недели в 46 классов гимназии зайдут 1511 учеников.
«Термоскрининг усилит дисциплину у родителей, которые раньше вели больного ребенка в школу, ссылаясь на свою занятость и невозможность остаться дома с ребенком», — уверяет педагог.
Братья и сестры — среди учеников — весомый фактор риска, на который обращает внимание директор. Пока он остался без внимания разработчиков рекомендаций. Например, ребенок учится в начальной школе, а его брат или сестра — в старшей. В школе Чернилевской сейчас 523 ученика имеют братьев-сестер, что повышает риски распространения вируса, а различные входы (их в школе планируют аж 6) проблемы не решат.
«Пузырь» — предохранитель коронавируса
Переход на обучение в подгруппах — сложный вопрос для директоров. Школам Великобритании рекомендуют организовать работу учащихся в “пузырьках”-подгруппах до 12 человек. Ученики из разных “пузырьков” должны как можно меньше пересекаться и взаимодействовать исключительно в группе. Такой вариант в случае инфицирования одного ученика должен исключить закрытие на карантин всей школы. В западной прессе даже обсуждают строительство «полосы препятствий», чтобы дети не пересекались на площадках или в коридорах.
Но в наших условиях на первый план выходит банальный вопрос денег: где брать дополнительные средства на выплаты учителям, администрации и техническому персоналу школы за загрузку в две смены? Удвоение бюджета на выплату зарплат — это нереально в условиях падения экономики. А если введут вторую смену по всей стране — на Майдан соберутся родители.
В идеале, одну парту должен занимать один ученик — как на нынешнем ВНО. Ирина Чернилевская просчитывала вариант двухсменки при разделении класса на 2 группы, занятий по 30 минут, плюс еще 15 минут будут использовать на самостоятельную проработку предмета.
В таком случае дофинансирование составляет 18% заработной платы, но это если не разбивать уроки физкультурно-художественного цикла — тогда только на 11-15%.
Сценарий первого сентября
Традиционные линейки на 1-е сентября тоже не выдержали коронавируса. Руководители школ — против скопления людей.
Дубовецкий подсчитал: один первоклассник приведет с собой минимум 3 взрослых: маму, папу и бабушку. В 142-й школе планируют организовать фотозону, чтобы взрослые размещали красивые фото в сториз Инстаграма с хэштегом и продвигали школу в соцсети.
Во многих киевских школах начнут с корректирующего обучения и повторения материала онлайн-уроков.
Если бы опрошенные директора могли изменить закон, они бы убрали норму о начале школы 1 сентября и постепенно запускали бы учиться первоклассников. Худший сценарий — если карантин начнется меньше чем через месяц, и учителя снова будут работать онлайн.
Это понимают и родители. В этом году многие отложили поход отпрысков в первый класс и вообще в школу. Алена Парфенова, соучредитель популярной в Фейсбуке группы «Родители SOS», говорит, что родители сомневаются, что в школах начнется нормальное обучение.
«После карантина многие родители решили, что ребенок будет лучше учиться дома, поэтому хоумскулеры (семейная форма обучения) — сейчас очень популярна волна. В группе часто спрашивают, какие нужны документы для этого», — отмечает Алена.
Пока единственные, кто выиграет от будущего карантина — ПТУ и техникумы. В этом году они обогнали школы в охоте за головами. Многие 9-классники, которые даже не планировали уходить из школы, изменили свое решение.
«Это нечестная конкуренция, когда представители профобразования говорили: смотрите, опять введут карантин и качественного образования все равно не будет. У нас вы за два года получите профессию. В результате у меня из запланированных 20 учеников осталось только 10», — признает Александр Чучаев.
Для старшеклассников, которые останутся в школе, карантин — отличная возможность не отвлекаться на школу и готовиться к ЕГЭ. По крайней мере, за это карантин благодарили выпускники, которые сдали ВНО на 200 баллов.
Как предотвратить заражение. Общие рекомендации
Здесь мы приведем тезисы из статьи Wall Street Journal о том, как передается коронавирус. Полностью перевод читайте здесь.
«1. Достаточная вентиляция в местах, которые посещают и в которых работают люди, чрезвычайно важна и уменьшает количество вирусов в помещении, снижая риск инфицирования.
2. Незахищенный контакт в течение 15 минут и более на расстоянии менее чем два метра очень опасен, при нем сильно возрастает вероятность заражения.
3. Но 15 минут и 2 метра — это лишь «правило большого пальца». Заразиться можно и за значительно меньшее количество времени, если вам чихнут в лицо — или при другом близком или тесном контакте, при котором передается много респираторных капель.
4. Вирус быстро распространяется в местах, где на протяжении длительного времени усиленно дышат или громко разговаривают: спортзалы, музыкальные или театральные выступления, конференции, свадьбы, дни рождения.
5. Пребывать на улице в целом безопаснее, потому что там частицы с вирусами быстрее рассеиваются. Однако большие и малые капли представляют риск даже на улице, когда люди находятся в тесном и длительном контакте.
Яна Казмиренко, опубликовано в издании «ТЕКСТИ«