«Дунайя»: скандальный проект и мутные «инвесторы»
Кто хочет застроить устье Дуная и как это может навредить реке.
В конце апреля одесский бизнесмен из туристической сферы Фазиль Аскеров опубликовал на своей странице в фейсбуке пост о возможном проекте «Дунайя». Проект предполагает строительство нового курорта на побережье Черного моря. Бизнесмен уверяет, что заручился поддержкой президента Украины Владимира Зеленского, который презентовал строительство нового курорта в Одесской области на форуме Ялтинской европейской стратегии в Киеве в сентябре 2019 года.
Аскеров уже сообщил, что в проекте заинтересован большой бизнес, который якобы поможет решить экологические проблемы региона, где запланировано строительство.
Тема вызвала резонанс. Против застройки 500 гектар косы между озером Сасык и Черным морем выступили экологи, заявив, что анонсируемый проект — это возможность ряду лиц нажиться на продаже рекреационных территорий.
Вместе с тем, Фазиль Аскеров продолжил активно продвигать проект «Дунайя».
Читайте также: В больнице Одессы разгорелся скандал из-за бесплатной операции, за которую взяли деньги
О возможных бизнес-партнерах и о том, что может выйти из скандального проекта, — в материале «Зеленого листа».
Застройка побережья или захват земли?
Согласно информации, которую Фазиль Аскеров выложил в свободный доступ, строительство города-курорта «Дунайя» предполагает строительство 10 километров набережной, более 80 отелей от 150 до 1000 номеров в них, создание тысяч рабочих мест, обустройство места для проведения музыкальных фестивалей и игорной зоны. Курорт якобы будет функционировать круглый год.
Аскеров обещает, что первые отели откроются уже в 2022 году, а первый миллион туристов будет принят в 2025-м. К 2030-му году Аскеров прогнозирует 6 миллионов туристов в год.
Не обошлось и без частных инвесторов — якобы бизнес готов вложить в город-курорт, который построят «с нуля», 2,5 миллиарда долларов США.
Свое мнение о планах застроить косу на побережье Черного моря высказали экологи и активисты.
В частности, директор национального природного парка «Тузловские лиманы» Ирина Выхристюк написала о том, что в данном районе на прилегающих участках есть четыре действующих курорта. Там необходимо развивать инфраструктуру, а не застраивать последние природные территории области. Она предположила, что ценную землю попросту продадут.
Читайте также: В Одессе мотоцикл насмерть сбил девушку
Об экологических проблемах данного района также заявил эколог Иван Русев:
«Рядом с показанной с квадрокоптера пересыпью полностью убитое озеро Сасык, некогда уникальный причерноморский лиман Сасык. Сейчас этот водоем почти мертвый — источник опасных заболеваний. Без его соединения с Черным морем вся эта затея будет просто блефом. Там, в том регионе Одесской области, уникальной ценностью является сам песчаный пляж, но такие масштабы стройки… его просто убьют навсегда».
Планы застроить прибрежную косу вызвали весьма неоднозначную реакцию. Многие высказались против этого спорного проекта, поскольку опасаются уничтожения уникальной природной зоны и банального захвата ценной территории.
Но какой же большой бизнес мог заинтересоваться застройкой косы?
Сомнительные бизнес-партнеры
Фазиль Аскеров работает в структуре сети «Немо» на Ланжероне, которая принадлежит депутату одесского горсовета от партии мэра «Доверяй делам» (структура-прикрытие для российской агентуры в Одесской области; очевидно сотрудничество этой “партии” со спецслужбами РФ — А.) Андрею Кисловскому и скандальному экс-чиновнику города и области Михаилу Кучуку.
Застройка Ланжерона под дельфинарий, отель и парковку не раз вызывала противостояние одесситов. Строительство на Ланжероне велось собственниками сети «Немо» незаконно. А нередко «отбеливал» их перед общественностью именно Фазиль Аскеров.
Кроме того, 2018 году под набережной одесского дельфинария на Ланжероне произошел выброс зловонной грязной воды в море. Тогда Аскеров объяснил это тем, что на набережной ведутся строительные работы, которые привели к попаданию сточных вод в водоем.
Не обошлось строительство на Ланжероне и без трагедии — в 2019 году в результате падения крана на стройке погиб рабочий.
Неоднократно под дельфинарий выходили экоактивисты, выступая против эксплуатации животных в заведениях Кисловского-Кучука. Отметим, что семья Кисловских также владеет биопарком. Активисты уверяют, что к животным относятся ненадлежащим образом. Этот факт подтверждает и внеплановая проверка Госэкоинспекции.
Стоит также отметить, что, несмотря на аннексию Крыма, Кисловский не свернул свой бизнес на оккупированном полуострове. Дельфинарий «Немо» продолжает работать в Феодосии, Алуште и Судаке. Андрей Кисловский изданию «УСИ» сообщил, что продал эти объекты россиянину, который предпочитает остаться анонимным. Вместе с тем, генеральным директором ООО «Дельфинарий Немо» в Крыму все еще значится Анатолий Солонцов, который одновременно является уполномоченным лицом компании Кисловского «Нерум» в Украине. Вряд ли некий россиянин купил у Кисловского бизнес вместе с его подчиненным.
Данные российского реестра собственников предприятий. ООО «Дельфинарий Немо»
И в этом свете, если в застройке прибрежной косы заинтересован Кисловский, то сомнительно, что проект будет с «экологической философией».
Старые «схемщики»
Отдельно нужно напомнить о бизнес-партнере Кисловского Михаиле Кучуке. Он ушел из большой политики в 2015 году. Тогда Кучук, удачно пережив люстрацию при председателе одесской ОГА Игоре Палице, не удержался на посту советника, когда главой области был назначен Михаил Саакашвили.
За свой долгий трудовой путь Кучук работал вице-мэром во время каденции Эдуарда Гурвица, в исполнительной власти в столице, заместителем главы одесской областной государственной администрации. Он курировал строительные вопросы. Также Кучук был депутатом одесской областной рады.
Как сообщает издание «Таймер», несмотря на то, что практически всю жизнь Кучук трудился чиновником, его состояние в 2007 году оценивалось в более чем 230 миллионов долларов США. Кучука нередко обвиняли в коррупции. Ему приписывается «решение» вопросов о выделении земельных участков под застройку в рекреационных зонах Одессы — санаторий имени Горького, «Россия», «Аркадия», парк «Юбилейный» и пр.
И хотя на данный момент кажется, что время этих старых «схемщиков» закончилось, вполне возможно, что через пиар подобных проектов как «Дунайя» именно они проложат себе обратный путь во власть. Например, совсем недавно появилась информация о том, что у председателя одесской ОГА Максима Куцего «новый» советник Анатолий Ворохаев, который при мэрстве Гурвица вместе с Кучуком занимал пост заместителя одесского городского головы. Ворохаев проложил себе путь возвращения во власть, когда начал бороться с коронавирусом.
Может все эти, по сути, старые лица и являются загадочными бизнес-партнерами Фазиля Аскерова, якобы готовыми вложить в проект «Дунайя» миллиарды?
И напоследок хочется выделить еще одного возможного бизнес-партнера в проекте застройки косы в Черном море. На днях Аскеров выставил очередной пост в фейсбуке с подписью «Дунайя-21. Готовьтесь». Он отметил в этом посте нескольких людей, включая заместителя министра цифровой трансформации, который ранее был депутатом одесского горсовета, Александра Борнякова и небезызвестного бизнесмена Дмитрия Шпинарева.
Тот, в свою очередь, фактически реализовал застройку Летнего театра в одесском горсаду, наводнив его множеством торговых точек. И это несмотря на ярое сопротивление одесситов и продолжающиеся суды.
Летний театр, напомним, через аффилированные структуры на данный момент принадлежит одесскому бизнесмену, имеющему большое влияние на нынешнюю городскую власть, Владимиру Галантернику. Он в Горсаду и вовсе планировал построить многоэтажку под торговый центр. Возможно, интерес в захвате рекреационной земли под видом проекта «Дунайя» есть и у Галантерника.
При этом чем реально может обернуться затея под названием «Дунайя», вопрос открытый.
Владислав Балинский, опубликовано в издании Зеленый лист