Наступление на память: уникальный институт реставрации во Львове под угрозой закрытия
Цена уничтожения — его помещение в исторической части города.
«Укрзападпроектреставрация» — это более 1200 квадратных метров в оборонной стене комплекса Бернардинского монастыря в центре Львова (фото предоставлено автором)
Уникальный специализированный научно-реставрационный институт с огромным архивом, профильной библиотекой и большими помещениями в самом центре Львова, — это «Укрзападпроектреставрация».
Расположен в самом туристическом центре в оборонной стене комплекса Бернардинского монастыря, по адресу: площадь Соборная, 3а.
Институт — государственный. И помещения были в государственной собственности — раньше. Теперь они в коммунальной собственности Львовского городского совета, который насчитал институту колоссальные долги за аренду (по рыночной цене) и за неуплату долгов начал процедуру банкротства учреждения.
Читайте также: Госстат посчитал, как украинцы платят за коммуналку
Формально институт подчиняется Минрегиону, которое теперь уже — Министерство развития территорий и общин. Но там равнодушны к нуждам трех десятков ученых, и не только.
Не локальный вопрос
«Наш институт надо рассматривать как стратегический объект, — комментирует Оксана Бойко, главный специалист отдела реставрации, кандидат архитектуры.
— Он имеет еще, к счастью, не утраченный коллектив ученых-реставраторов, наследие в виде интеллектуального труда, хранимое в архиве, а это исследование многих памятников, это проекты на множество достопримечательностей — временами воплощенные, временами, к сожалению, нет. Это подобранная библиотека, где можно найти специфические книги, касающиеся реставрации. И это помещение. Оно неразрывно от этого архива и коллектива ученых. В свое время было два таких реставрационных института: один в Киеве и наш, занимавшийся западным регионом. Памятников в западном регионе много. А во Львове их больше, чем во всех других городах. И поэтому таким странным и нелогичным выглядит этот процесс, когда государство не может содержать уникальный институт».
«Мы выполняли работы в таких памятниках архитектуры Львовщины, как церковь Святого Юра в городе Дрогобыче и церковь Святого Духа в селе Потеличе, — приводит примеры главная специалистка отдела реставрации Оксана Садовая.
— В конце концов, занимались всей деревянной архитектурой Украины, поскольку именно у нас было и еще есть соответствующее подразделение. Много работал институт в Крыму — в «Херсонесе Таврическом» и в Бахчисарайском заповеднике.
Выполняли работы на Ровенщине — для Межирицкого мужского монастыря и заповедника «Казацкие могилы» в селе Пляшева».
Руководитель архитектурно-реставрационной мастерской Лидия Горницкая говорит: «Вопрос существовать или не существовать институту «Укрзападпроектреставрация» — не является локальным, только для нас — отдельных работников и львовян. Этот вопрос общенациональный.
Каждая нация из чего-то состоит. Кроме языка и других частей, это также наше культурное наследие, — продолжает научный работник.
— Если говорить в целом, то в нашем государстве происходит упадок реставрационной отрасли, хотя Украина является подписантом всех конвенций и ратифицированных договоров, касающихся культурного наследия. И обязана выполнять в том числе раздел, который говорит о научных проектные учреждения, осуществляющие всю предварительную подготовку на объектах культурного наследия. Реставрация очень похожа на здоровье, только это здоровье старых объектов, которые являются в большей или меньшей степени разрушены. И поэтому диагностику и ведение объекта должны проводить профессиональные структуры. К сожалению, реставрационная работа в Украине — в лежачем состоянии».
При чем тут министерство?
«Всегда проектные институты принадлежали к Минрегиону, теперь это Министерство развития общин и территорий Украины, — продолжает Лидия Горницкая. — Однако в течение последних 10 лет наше министерство покинуло на произвол судьбы такие свои институты, фактически ими не занимается. Часть обязанностей перешла к Минкультуры, в частности, согласование. В течение последних нескольких лет мы неоднократно обращались в профильное министерство по проблемам с нашим помещением, в том числе и о том, что имущество государственное (то есть наше помещение) перешло в имущество города и каким образом это произошло. Однако никакой поддержки мы не получили».
Остап Василина, архитектор-реставратор, председатель профсоюза института утверждает: «Институт бросили на выживание. Десять лет мы с нашим учредителем Минрегионом имеем минимальные отношения — только отчитываемся перед ним. Как-то приезжали делать аудит. Потом написали: аудит не состоялся, руководитель не предоставил всех документов. С 2016 года мы имеем не руководителя, а временно исполняющего обязанности. Спасением и делами института он не сильно озабочен. Работники не получают или почти не получают зарплату. Я за прошлый год не получил ни копейки. Другие мои коллеги — по 5 тыс. грн. Конечно, мы обращаемся со своей проблемой и в министерство, и в облгосадминистрацию — приходят отписки. Заказов на работу в последнее время институт фактически не получает. А работать бесплатно через институт реставраторы не хотят, что логично».
Цена уничтожения — помещение
Читайте также: В Минрегионе объяснили, в каких общественных местах украинцы должны носить маски
Площади института — более 1200 квадратных метров в самом центре Львова, в комплексе сооружений Бернардинского монастыря. Львовский городской совет выставил институту непосильную аренду, поэтому накопились долги за многие годы. Итого — более 7 млн грн.
«Помещения у нас замечательные … То, что они сохранились в аутентичном состоянии — наша заслуга. Была бы здесь какая-то бизнес-структура — был бы перестроен ресторан или отель. Львовский городской совет предлагал нам перейти в их подчинение, стать львовским коммунальным предприятием. Коллектив отказался, отметив, что региональный институт вряд ли может быть научным центром, если станет банальным ЛКП. Не взяв нас таким образом, они решили дожать нас арендой, — объясняет председатель профсоюза. — Подали в суд с требованием объявить нас банкротом. Шансов выиграть суд, думаю, не много. Разве что в судебный процесс вмешаются более весомые стороны, например, облгосадминистрация и министерство. Но те молчат. Понимаете, это за один раз можно захватить и помещения, и архив. И, как говорил заместитель мэра Львова Андрей Москаленко, взять сразу и экспертов по реставрации. Мы не эксперты, мы реставраторы. Но я сомневаюсь, что даже если институт перейдет в коммунальную собственность, если им это удастся провернуть, что эти специалисты останутся».
Ценное помещение государственного института когда-то было в государственной собственности, что вполне логично и закономерно. Но вот уже 10 лет, как оно — коммунальное имущество. Как это случилось? Эта схема явно тянет на криминал, которий правоохранительные органы упорно не видят.
Кандидат экономических и технических наук, участница правозащитного движения «Народна Дія Львів» Олеся Дацко помогает ученым отстоять свою позицию в суде. Она рассказывает: «Помещение института принадлежало Бернардинскому комплексу, который входил в Государственный историко-архитектурний заповедник в г. Львове. Этот заповедник был создан в 1975 году. Іменно он, этот заповедник, внесен в список наследия ЮНЕСКО. 27 объектов и Бернардинский комплекс с кельями — это и есть то, что составляло самую сущность заповедника. И вот институт располагался в помещениях заповедника, и это было логично.
В 1991 году ликвидировали дирекцию заповедника и заповедник остался без органа управления. И тогда эти помещения начали разворовывать. По неизвестным основаниям в 2010-м исполком Львовского городского совета принял решение о регистрации права собственности на эти помещения за Львовским горсоветом. Хотя это совершенно незаконно — такого основания приобретения права собственности, как «решение исполкома», не существует!
Львовский горсовет должен был или купить это помещение, или ему должно было безвозмездно передать это государство, или помещение может быть наследством от умершего — только в таких случаях может быть зарегистрировано право собственности.
Государственный регистратор, который зарегистрировал право собственности на это помещение, просто осуществил рейдерский захват в интересах львовской мэрии».
«В 2011 году Львовский городской совет пришел к «Укрзападпроектреставрация» с договором аренды по тарифам гораздо выше, чем для ресторанов в центре города, — говорит Олеся Дацко. — Как следствие, до сих пор там накопилось якобы больше 7 млн грн долга за аренду помещения. Чтобы окончательно выселить институт, надо его признать банкротом. Что и инициировал сейчас через суд Львовский городской совет — процедуру банкротства. А другой судебный иск они подали на расторжение договора аренды. Оба суда инициировало управление коммунальной собственности ЛГС».
Общественная организация «Народна Дія Львів» обратилась с письмами-требованиями сохранить институт в профильное министерство, к премьер-министру, облгосадминистрации, Министерство культуры и Комитет ВРУ по гуманитарной политике. Прошло уже больше месяца, а ответ есть лишь от Минкульта и парламентского комитета, который переадресовал обращение в тот же Минразвитие территорий с просьбой решить вопрос по существу и сохранить институт. Министерство культуры самоустранилось от проблемы.
“Хотелки” Андрея Садового
В мэрии говорят (или делают вид), что заинтересованы сохранить научное учреждение. Но хотят превратить государственный институт западного региона в львовское коммунальное предприятие (ЛКП). С такими предложениями к коллективу подходил заместитель городского головы Андрей Москаленко в конце 2019 года. Об этом же говорили и на заседании исполкома Львовского горсовета 8 мая 2020-го.
Интересно, что на том заседании исполкома мэр Львова Андрей Садовый обмолвился: «Я по этому поводу говорил с предыдущим министром госпожой Бабак. Она дала согласие на передачу этого предприятия в коммунальную собственность города. Но сменился министр и снова фризуру надо начинать заново». (Фризура — диалект, в прямом смысле «прическа»).
После этого его заместитель Андрей Москаленко публично озвучил позицию мэрии: «Ключевые задачи — сохранение функционирования «Укрзахидпроектрестраврация» как учреждения с большим опытом и экспертизой; сохранение работников и выплаты им задолженности; обеспечение надлежащего количества заказов — для полноценного функционирования данного учреждения. Для этого решили: повторно обратиться в Министерство территорий и общин — чтобы передать в коммунальную собственность учреждение. Напомню, еще раньше сессия Львовского городского совета уже проголосовала за постановление о готовности принять его в коммунальную собственность. И встретиться с работниками — чтобы дополнительно разъяснить ситуацию, дорожную карту и гарантии для работников со стороны городского совета».
«Всем уже давно понятно, почему происходит такая борьба — не за институт, не за культурное наследие, — утверждает ученый Лидия Горницкая. — На том исполкоме, 8 мая, господин мэр заявил, что если они перейдут под наше крыло, станут коммунальным предприятием, они будут иметь много заказов. А что мешает господину мэру давать эти заказы уже сейчас? И мы бы тогда могли погашать свои долги за аренду помещений, в случае если судом будет признано, что мы все-таки должны эту аренду Львовскому городскому совету. Хотя там есть много составляющих, которые говорят о том, что аренда начислялась неправильно как для научного государственного института. И так, мы много раз обращались с просьбой, чтобы нам дали наши помещения для научных целей за гривну или за гривну на метр квадратный. А не так, как это нам начисляли с полной накруткой по рыночной стоимости».
«Тогда институт перестает быть институтом, — поддерживает коллегу Оксана Бойко. — Он превращается просто в этакую обслуживающую структуру. Речь идет о сохранении государственной независимой научной институции. Реставрация культурного наследия — это не ремонтная мастерская города, это уровень государства».
Ірина Юзик, опубликовано в издании Україна молода