Переговоры по Донбассу зашли в тупик? Что требует Россия и чему сопротивляется Украина
На недавних переговорах по Донбассу между представителями стран «нормандской четверки» в Берлине Москва потребовала от Украины изменить Конституцию и прописать в ней особый статус ОРДЛО. На что РФ предложили выполнить договоренности по прекращению огня и обмену пленными, достигнутые ранее. В связи с этим Россия взяла выжидательную позицию.
Россия хочет закрыть вопрос по Донбассу из-за западных санкций
Еще перед официальной встречей в Берлине между российским куратором переговоров по Донбассу Дмитрием Козаком и главой Офиса президента Украины Андреем Ермаком в прессу попал документ с т.н. требованиями Кремля.
Один из приоритетных пунктов для россиян – закрепить особый статус Донбасса в Конституции Украины до 6 июля. Москва настаивала еще на разведении войск и обмене пленными.
Несколько российских политологов в комментарии OBOZREVATEL отметили, что это условия Владимира Путина. Как только Украина согласится на них, он надеется, что Запад снимет часть санкций. Из-за экономического кризиса в России такой поворот должен был стать позитивным сигналом как для ближнего круга Кремля, так и для самого населения в плане идеологии. А пандемия коронавируса, по мнению экспертов, идеальное время для подобных маневров, поскольку мировые лидеры могут быть значительно сговорчивее.
Читайте также: Судья КСУ поймал экс-нардепа на цитировании военной доктрины Путина
«Дедлайн – 9 мая, праздник 75-летия Победы, когда все должны были приехать в Москву, но поскольку этого не случилось, срок сдвинулся на 3 сентября. До этого момента Путину важно продемонстрировать миру, что мы тут договорились, с Украиной все нормально, война прекращается и давайте снимать с нас санкции. Думаю, он мыслит приблизительно так», – предположил OBOZREVATEL бывший депутат Госдумы Илья Пономарев.
Зеленский и Ермак выступили против
Через день после переговоров в Берлине, на них отреагировал и президент Украины Владимир Зеленский. Относительно условия России по представлению закона об «особом статусе Донбасса» до 6 июля, он сказал, что от Украины никто не может ничего требовать на международной арене, в том числе, и принятия такого закона.
«Мы независимая страна. Мне кажется, что здесь всем нужно поработать над риторикой. Тем более, что это международная риторика. Я знаю, что встреча в Берлине прошла очень неплохо, предметно. Больше ничего пока комментировать», – подчеркнул он.
Украинская делегация в Берлине на переговорах по Донбассу Гордон
Ни до 6 июля, ни после этой даты, внесение изменений в Конституцию, именно в части предоставления особого статуса части Донецкой и Луганской областей невозможно, заверила в комментарии OBOZREVATEL председатель подкомитета по государственной безопасности и обороны, нардеп от партии «Слуга народа» Ирина Верещук.
«Мы не можем выполнить требование России о внесении изменений в Конституцию Украины. Об этом заявил и Ермак в Берлине, и неоднократно говорил президент Зеленский», – сообщила она.
На уточнение, а не зайдут ли переговоры по Донбассу в тупик, политик отметила, что «они сейчас уже находятся в тупике из-за того, что Россия не хочет признавать себя стороной конфликта и брать формальную ответственность за действия или бездействие марионеточных режимов».
Что с переговорами по Донбассу будет дальше
Украине стоит работать с широким кругом партнеров, чтобы единым фронтом добиваться от России ряда действий. В частности, чтобы она не придумывала новые трактовки предыдущих договоренностей, не выставляла новых требований и условий, а начала выполнять соглашения 6-летней давности. Так считает бывший вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе.
«По результатам этого раунда переговоров была общая трехсторонняя позиция Украины и наших международных партнеров (Германия и Франция. – Ред.), которые представляют участие цивилизованного мира. И хотя Россия с этими наработками не согласилась, хорошо, что такое подготовительное сотрудничество восстановлено. Что может быть дальше? За последний год в поведении РФ ничего не изменилось с точки зрения ее целей, поведения и поставленных задач. Проведение переговоров будет продолжаться на каком-то уровне», – подчеркнула она в комментарии OBOZREVATEL.