Правительство определилось с тем, как будет собирать и анализировать информацию об “отмывании” “грязных денег”
Кабинет министров утвердил разработанный Минфином порядок сбора, обработки и анализа информации о результатах деятельности субъектов финансового мониторинга.
Проще говоря – данных о возможном отмывании доходов, полученных преступным путем. В помощь Госфинмониторингу правительство предлагает привлекать общественников и ученых.
Об этом стало известно из сообщения на правительственном портале по итогам заседания Кабмина Дениса Шмыгаля 5 августа 2020 года.
На заседании правительства было единогласно (без обсуждения) принято проект постановления Кабмина и Национального банка Украины (НБУ) «Об утверждении Порядка сбора, обработки и анализа информации о результатах деятельности субъектов финансового мониторинга, других государственных органов, участвующих в работе системы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, одобрения и обнародования результатов национальной оценки рисков и осуществления мероприятий по ее результатам».
Этот документ Верховная Рада (ВР) предписала правительству разработать и принять согласно принятому народными депутатами в конце прошлого года закона №361-IX “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения”.
Читайте также: Кабмин определил выплаты членам набсовета Нафтогаза
Итак, до 31 января каждого года правоохранительные, судебные и другие органы обязаны оказывать Государственной службе финансового мониторинга (Госфинмониторингу) соответствующую отчетность за предыдущий год.
Отчетность правоохранительных органов (за подписью не ниже замначальника ведомства или начальника его структурного подразделения) должна включать информацию о количестве расследованных дел и количестве лиц, в отношении которых начаты уголовные производства в этой сфере.
Должны подаваться также и результаты расследования уголовных правонарушений, равно как и статистика о количестве запросов о взаимной правовой помощи и результатах их рассмотрения (Госстат также привлекается к этой работе). Правоохранители, кроме этого, должны будут адресовать в Госфинмониторинг данные о стоимости замороженных, арестованных и конфискованных активов.
Судебные органы, в свою очередь, обязуются поставлять информацию о количестве рассмотренных (или рассматриваемых) уголовных производств по преступлениям в сфере предотвращения и противодействия отмыванию доходов. Там же — цифры о количестве лиц, осужденных за уголовные правонарушения и сумме штрафов, назначенных судом (равно как сумму примененных судом конфискаций имущества за преступления в сфере предотвращения и противодействия “отмывки”).
Субъектами государственного финансового мониторинга, о которых упоминается в названии постановления, являются НБУ, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство цифровой трансформации, а также Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Эти ведомства, в свою очередь, дают Госфинмониторингу понять о количестве:
субъектов первичного финансового мониторинга, которые зарегистрированы или имеют лицензии, дающие право на осуществление деятельности;
проведенных проверок этих субъектов;
выявленных нарушений и какие меры были приняты.
Эти органы, по тексту постановления, смогут привлекать для анализа общественные организации и научные центры.
Вся обобщенная комплексная административная отчетность будет обнародоваться на официальном веб-сайте Госфинмониторинга до 20 февраля каждого года. Эта отчетность будет основой для проведения национальной оценки рисков в сфере борьбы с отмыванием грязных денег и финансированием терроризма.
Проведение же национальной оценки рисков направлено, по упомянутому нами выше закону, на выявление рисков и угроз (вместе с последствиями), касающихся отмыванию денег, заработанных нечестно. Это, по идее, должно обеспечить техническое соответствие украинского законодательства международным стандартам в этой чувствительной для наших зарубежных финансовых доноров сфере.
Напомним, упомянутый во втором абзаце закон вступил в силу 28 апреля с.г. Он предусматривает, среди прочего, что максимальный размер наличных переводов физлиц без идентификации был уменьшен с 15 000 до 5 000 гривен, что создало значительные неудобства для простых граждан.
То есть, пополнить банковскую карточку наличными в терминале “ПриватБанка” или “Сбербанка” без использования собственной карточки можно только на сумму до 5 000 гривен. Так же пополнение наличными своей или чужой банковской карточки в кассе банка без предъявления паспорта ограничено лимитом в 5 000 гривен.
Как реакция на недовольство граждан, в Раде появился законопроект, по которому сумма денежного перевода, не требующая идентификации личности, увеличивается в пять раз. Авторы законопроекта – часть нардепов из фракции “монобольшинства”, которое, собственно, и урезало лимит анонимных переводов.