«Умри – потом обжалуй»: почему Кагарлык и другие зверства – не приговор Авакову?
Сегодня в Верховной Раде выступили с требованием отставки Арсена Авакова. Депутаты фракции «Голоса» настаивают на отставке министра внутренних дел и председателя Национальной полиции Игоря Клименко.
Сегодняшняя перестрелка в Броварах – очередное доказательство того, что Арсен Аваков находится не на своем месте. За 6 дней до этого – изнасилование и пытки полицейскими девушки прямо в отделении. Еще за сутки до этого – кровавая бойня на Житомирщине, в которой арендатор пруда расстрелял семерых своих гостей, среди которых атовцы и нацгвардейцы, которые зачем-то приехали в гости, вооруженные автоматами.
Во всем цивилизованном мире главы МВД подают в отставку в случае серьезных обвинений и беспорядков. И только в Украине после огромного количества бесчинств Авакову удается сохранить насиженное кресло министра, в котором он уже 6 лет.
7 ноября 2015-го, когда вступил в силу закон «О национальной полиции», милиция де-юре прекратила свое существование, и ее заменила Национальная полиция. Чем в итоге отличается полиция от милиции? Тем, что провели люстрацию и убрали опытные кадры? Тем, что в кабинетах остались садисты, которые проводят пытки над допрашиваемыми? Тем, что по-прежнему крышуют контрабандные и коррупционные потоки?
В недавнем телеэфире Михеил Саакашвили, экс-глава Одесской ОГА и дважды президент Грузии, признал реформу полиции в Украине несостоявшейся.
«За 30 лет в Украине чуть-чуть создана полиция. И то, грузины создали, и всего 20% от того, что должно быть. Из этого уже половину угробили», — такую оценку Саакашвили дал ведомству Авакова, с которым у него, к слову, давний конфликт.
По факту, каждый раз, когда в тяжких преступлениях подозревают полицейских, все происходит по одному и то же сценарию: министр внутренних дел, его заместители, глава Нацполиции публично осуждают фигурантов дел и их руководителей, после чего в райотдел назначают нового начальника, а экс-сотрудников райотдела переводят на новые должности в другие отделения. При этом максимально частое наказание – всего лишь дисциплинарные взыскания. А как известно, ненаказанное зло порождает еще большее зло, которое возвращается еще более наглым.
«Не увидеть» очевидное
«Это неожиданная была ситуация», — так Арсен Аваков ответил на вопрос Владимира Зеленского о том, была ли в курсе броварская полиция о подготовке потасовки между перевозчиками.
То есть, министр внутренних дел смотрит в глаза президенту и нагло врет о сегодняшнем камбэке девяностые, при этом уверяет, что у него «большие вопросы» по местной полиции. А между тем, за два дня до разборок между перевозчиками накаленная ситуация вышла в публичную плоскость. О конфликте между предпринимателями, которые занимаются пассажирскими перевозками, и нелегальными перевозчиками написали в группе «Мої Бровари» в Facebook. Под постом – численные комментарии и бурное обсуждение.
В свою очередь глава государства считает Авакова сильным министром, о чем он заявил на пресс-конференции, приуроченной к годовщине его инаугурации.
«Арсен Борисович Аваков не является моим кумом, моим близким другом. Наоборот, у него есть близкие друзья, с которыми я точно не дружу. Мощный ли он министр? Да. Сложная ли у нас сейчас ситуация? Думаю, да», — сказал Зеленский.
Читайте также: В Броварах столкнулись местная власть, полиция и бандиты, крышующие разных перевозчиков
Итого, картина в целом выглядит следующим образом: у мощного министра рядовые полицейские пытают людей в 2020 году. Вслед за изнасилованием и пытками в отделении полиции Кагарлыка вспыхнул еще один скандал с избитием человека в полиции. Дело было еще в апреле, но сообщили о нем только сейчас. Избили мужчину, которого обвиняют в администрировании оборудования для майнинга криптовалюты.
ООН еще в 2018 году сделало замечание Украине, что пора бы менять культуру полиции, которая считает жестокое обращение приемлемым. Вчера ООН передала Авакову негласный привет, призвав ГБР и Офис Генерального прокурора расследовать все предполагаемые преступления со стороны полиции. Обратились и к нардепам, чтобы они наконец-то закрыли на законодательном уровне лазейки для безнаказанности – привели ст. 127 Уголовного кодекса в полное соответствие со ст. 1 Конвенции против пыток.
Иными словами, история 10-летней давности, когда в Шевченковском райотделе милиции Киева убили студента Игоря Индило, никак не повлияла на ситуацию в правоохранительных органах. Напомним, что в ночь с 17 на 18 мая 2010 года парня забрали в отделение милиции, а уже на утро родителей попросили забрать его тело из морга. По официальным результатам экспертизы, парень умер от падения на твердый пол: в милиции утверждали, что он несколько раз упал и ударился головой, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Милиционер, который убил Индило, был осужден, но толком так и не сидел, потому что получил досрочное освобождение. Как рассказала журналистка Наташа Влащенко, убийца прошел переаттестацию и работает в новой полиции, в том же райотделе.
Произошедшее в Кагарлыке – не случайность и не единичный случай
Автор программы «Надзвичайні новини» Константин Стогний подчеркивает, что судить надо не только двоих полицейских, которые пытали и насиловали, а всех соучастников – сотрудники райотдела не могли не слышать выстрелы.
По мнению журналистки Влащенко, вопрос пыток гораздо более обширный. Дело и в том, какое наказание понесут душегубы, и в том, проверяют ли их психику при приеме на работу в правоохранительные органы.
«Они стреляли над головой у себя в кабинете. Это означает, что на выстрелы должны были из разных кабинетов сбежаться их коллеги. Честно говоря, противно произоносить это слово. И что «коллеги»? Я думаю, что они открывали двери, видели привычную картину и шли дальше работать. Иначе кто-то бы это остановил. Поэтому вопрос стоит шире: подвергаются ли проверке люди, которых принимают на работу, от которых зависят судьбы многих десятков людей? Кто-то наказан?», — отметила Влащенко.
Для примера, в январе 2018-го в Румынии разразился секс-скандал, в результате которого руководство полиции Бухареста подало в отставку. Сотруднику Дорожной полиции инкриминировали 15 случаев сексуального насилия над детьми и женщинами. По уголовному делу о педофилии проходят еще 22 сотрудника полиции. Проверку устроили и в отношении главного психолога МВД, поскольку полицейский-педофил получил еще и право постоянного ношения табельного оружия.
Читайте также: «Наконец этот вулкан взорвался»: бывший топ-чиновник рассказал о схемах на рынке перевозок и перестрелке в Броварах
Ответ свободного общества – это то, что сейчас происходит в Миннеаполисе. 26 мая белый полицейский во время задержания задушил коленом темнокожего Джорджа Флойда. Его подозревали в том, что он расплатился поддельной купюрой в 20 долларов. Задержанный просил его не убивать и жаловался, что не может дышать. Этот инцидент был снят свидетельницей происшествия и после публикации в сети вызвал волну протестов в Миннеаполисе, переросших в грабежи и поджоги. Протесты начались и в других городах. «Нет справедливости – нет мира!», — скандируют протестующие.
Так выглядел полицейский участок Миннеаполиса (Миннесота) через три дня после убийства Джорджа Флойда.
«Звери в погонах»
Ситуаций, когда полицейские превышают полномочия и губят людские жизни, много. Вот всего несколько наиболее резонансных, припавших на период руководства МВД Аваковым:
31 мая 2019-го полицейские подстрелили 5-летнего Кирилла Тлявова, который играл во дворе своего дома в Переяслав-Хмельницком. 3 июня мальчик умер в больнице. В ночь на 24 августа в райцентре Кривое Озеро на Николаевщине полицейские жестоко избили, а затем застрелили 31-летнего местного жителя Александра Цукермана. 4 декабря 2016-го в перестрелке в Княжичах погибли пять полицейских. 11 июля 2015-го в Мукачево произошла перестрелка с участием местных милиционеров – разборки шли за право крышевания контрабанды.
Между тем, Аваков неоднократно заявлял, что не видит повода для своей отставки.
«Когда я почувствую, что я бесполезен и что мои принципы не совпадают с тем, что происходит», — сказал Арсен Аваков «Громадському», отвечая на вопрос о том, что может стать причиной его отставки.
На днях замглавы МВД Антон Геращенко на вопрос, планирует ли Аваков уйти в отставку после инцидента в Кагарлыке, ответил: «В этом случае такое решение будет необоснованным». А далее оправдался тем, что «до Майдана подобные действия скрывали», а «мы строим систему, при которой она реагирует на подобные события».
О том, что президент не намерен убирать Авакова от руля МВД, ранее говорил и Андней Богдан, на тот момент глава Офиса президента.
«Во всяком случае, даже вы не видите в общественном пространстве примеров, что Арсен Аваков является частью каких-либо негативных явлений, коррупции или еще чего», – сказал Богдан, имея в виду причастность к каким-либо схемам.
Вместе с тем, мы решили из открытых источников в интернет-СМИ взять информацию о том, в каких странах и по каким причинам министры внутренних дел подавали в отставку.
Отставки глав МВД: что отличает цивилизованный мир и Украину
30 апреля 2020 года министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу подал в отставку после того, как объявление о внедрении комендантского часа в выходные в более чем 30 городах страны привело к массовым очередям в супермаркетах. Президент Реджеп Тайип Эрдоган отклонил заявление.
30 июля 2019 года министр внутренних дел Румынии Николай Мога, пробыв в должности 6 дней, объявил об отставке после убийства двух девушек и протестов в связи с этим. «Я принял это решение, чтобы сохранить престиж ведомства после плохой работы отдельных его работников, которые были уволены или наказаны», – объяснил министр. Мога был назначен на должность 24 июля – в день похищения 15-летней Александры Мецешану. Похищенная девушка на следующий день трижды звонила на номер экстренной службы 112, однако из-за промедления в работе полиции ее местонахождение вовремя не установили. Ее останки нашли на следующий день на дворе 66-летнего Георге Динки. Там же были найдены останки другой девушки – 18 летней Луизы Михаэлы Меленку, пропавшей в апреле 2019-го.
27 октября 2018 года министр внутренних дел Албании Фатмир Хафадже подал в отставку из-за усиления борьбы с коррупцией. Он подал в отставку вскоре после масштабных операций против организованной преступности и антикоррупционных расследований. Были арестованы более двух десятков членов организованных преступных групп, в том числе двое бывших депутатов правящей Социалистической партии.
30 апреля 2018 года министр внутренних дел Великобритании Эмбер Радд подала в отставку на фоне скандала с депортацией. Речь идет о так называемом поколении Windrush – выходцы из Африки и с Карибских островов, которые массово прибывали в Великобританию после завершения Второй мировой войны для возмещения нехватки рабочей силы. 27 апреля издание The Guardian опубликовало документ, в котором министерство предлагало британским властям в течение 2017–2018 годов депортировать 12,8 тыс. таких мигрантов. Глава МВД тогда заявила, что не знакома с опубликованным документом.
16 апреля 2018 года министр внутренних дел Словакии Томаш Друкер заявил о своей отставке. Такое решение он объяснил тем, что не смог стабилизировать напряженную обстановку в стране, и потому «не имеет права оставаться на должности». Убийство журналиста Яна Кучака, расследовавшего факты коррупции в словацком правительстве, спровоцировало острый политический кризис в Словакии. 10 марта в словацкой столице Братиславе на улицы вышли около 60 тысяч человек. Главой МВД Друкер пробыл всего месяц.
12 марта 2018 года министр внутренних дел Словакии Роберт Калиняк подал в отставку на фоне массовых протестов, спровоцированных убийством журналиста-расследователя Яна Кучака. Калиняк был одним из фигурантов его расследования.
2 мая 2017 года министр внутренних дел Республики Кипр Сократис Хасикос подал в отставку. Известно о конфликте интересов с участием министра при аренде офисного здания для одного из департаментов МВД.
21 марта 2017 года министр внутренних дел Франции Брюно Лё Ру подал в отставку после обвинений в создании фиктивных рабочих мест для своих дочерей. Финансовая прокуратура страны открыла следствие, чтобы проверить информацию о том, что политик нанимал своих дочерей на работу в качестве помощниц депутата.
2 сентября 2016 года министр внутренних дел Румынии Петр Тобе подал в отставку из-за коррупционного скандала вокруг него. Как говорят прокуроры антикоррупционного органа Румынии, Тобе помог подозреваемым в деле должностных лиц внутренней службы безопасности его министерства, отказавшись рассекречивать документы по выплатам им на необъявленных основаниях.
5 июля 2016 года министр внутренних дел Ирака подал в отставку после взрыва в Багдаде. Грузовой автомобиль, начиненный взрывчаткой, был взорван 3 июля в торговом районе Багдада. В теракте погибли более 200 человек.
20 ноября 2015 года министр внутренних дел Литвы Саулюс Сквернялис подал в отставку после того, как в Вильнюсе накануне мужчина отобрал автомат Калашникова у сотрудника полиции и сбежал. «Во имя общественного интереса и стабильности в нашей стране, на фоне общей глобальной угрозы принимаю такое решение», — так объяснил министр свое решение.
30 октября 2014 года министр внутренних дел Литвы Дайлис Альфонсас Баракаускас подал в отставку на фоне коррупционного скандала, в который оказались вовлечены работавшие с министром люди. Официальной причиной отставки стали проблемы со здоровьем.
27 сентября 2010 года министр внутренних дел Румынии Василе Блага подал в отставку из-за забастовки 5 тысяч полицейских, которые взбунтовались против сокращения зарплат государственных чиновников, предусмотренного антикризисной программой правительства.
30 ноября 2008 года министр внутренних дел Индии Шиврадж Патил подал прошение об отставке после того, как местная пресса подвергла его критике за недостаточно эффективный отпор экстремистам. В ходе трехдневной атаки на Бомбей, финансовую столицу Индии, они убили около 200 человек.